*Микробизнес, работающий с населением, обязан принимать оплату в форме безнала
Микробизнес, работающий с населением, обязан принимать оплату в форме безнала
Череда законотворческих проектов, меняющих и в некоторой степени усложняющих работу бизнеса в России не прекратится с третьей волной введения онлайн-касс 1 июля 2019 года. В Госдуму внесет законопроект, обязывающий принимать банковские карты при оплате товаров или услуг всех розничных компаний с суммарным оборотом более 10 миллионов рублей в год. Охват этого законопроекта – порядка 90 тысяч мелких магазинов, а предположительные затраты этих магазинов на обновление техники – порядка 2х миллиардов рублей. Под нововведение попадает не только оффлайн-, но и онлайн-ритейл.
О разработке этого законопроекта сообщил 17 мая Анатолий Аксаков, глава комитета государственной Думы по финансовому рынку. Раньше о введении обязательности приема безналичных платежей от населения с 01.01.2019 говорилось только в отношении компаний с оборотом от 20 миллионов рублей в год, а в настоящее время действует условие принимать социальные карты «Мир» к кампаниям с выручкой от 40 миллионов рублей в год. Ключевым же инициатором увеличения количества безнала в рознице выступает Центробанк.
Первая версия закона от декабря 2017 года, принуждает все магазины, действующие в интернете, принимать карты «Мир», вне зависимости от годовой выручки. Однако на неё был получен отрицательный отзыв от представителей администрации президента, и формулировка была доработана с учетов замечаний и рекомендаций. Новая версия вводит цензы по обороту кампаний и расширяет требования и по отношению к Visa и Mastercard, платежным системам, сохраняющим свои доминирующие позиции на рынке безналичной оплаты.
По словам Аксакова, внесение законопроекта на обсуждение в Госдуму планируется в самое ближайшее время.
Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-Аналитики», уточняет, что размер торговой площади кампании не имеет значения для расчета действия закона. Даже если объект площадью менее 50 кв.м., если он проходит по ограничению годового оборота, принимать платежные карты у населения он, тем не менее, обязан. 40% такого бизнеса в городах уже принимают платежные карты, однако в сельской местности терминалы почти нигде не используются. По предварительной оценке, порядка 90 тысячам объектов предстоит докупить нужное оборудование, а некоторым из них, помимо терминалов, предстоит приобрести онлайн-кассы, в соответствии с федеральным законом №54.
Ассоциация компаний розничной торговли подсчитывает, что расходы учтенного количества магазинов на приобретение только терминалов может достигнуть 1,8 миллиардов рублей, а с учетом необходимых расходов на онлайн-кассы, обновление парка оборудование встанет в 3,6 миллиардов рублей.
Терминал для приема безналичной оплаты обойдется примерно в 20 тысяч рублей; минимальная стоимость онлайн-кассы с фискальным накопителем и договором с ОФД достигает 22 тысяч рублей, и сложившаяся сумма может стать для микробизнеса дополнительным «бременем».
Оценка законопроекта представителями бизнеса весьма противоречива.С одной стороны, «обеление» рынка и перспективное увеличение сбора налогов, а с другой, отслеживание, принуждение и штрафование микробизнеса с пороговых значений оборота в 10 млн рублей для государства может встать в большую сумму, нежели приобретаемая выгода в виде налогов – таково мнение Национальной ассоциации дистанционной торговли. Однако АКИТ считает, что возможность оплаты картой должна стать обязательной для любого онлайн-ритейлера, с любым оборотом, а заключение договора эквайринга и отчетность через банк даст возможность сделать расчеты в онлайн-ритейле более прозрачными.
Однако даже по последнему тезису у экспертов нет единой оценки. Высокая стоимость эквайринга в России, которые между собой представители бизнеса называют «вторым налогом», существенно превышают аналогичные цены на обслуживание в Европе. Разница может составлять рекордных 18 раз между стоимостью межбанковских комиссий в России и Европе. Это вносит очередное существенное препятствие к повсеместному распространению безналичных платежей в России, что подтверждается фактами: в ЕС 85% интернет-покупок совершаются картой, ав России – 20-25%.
Эксперты опасаются, что законодательное принуждение бизнеса к приему безналичных оплат, в противовес мягкому действию снижения стоимости эквайринга, способствует общей негативизацииритейла по отношению к государству.
- Комментарии