Тренды в бизнесе 2021
В начале года стоит обратить внимание на заданные ушедшим годом тренды в бизнесе и отрасли. В ближайшие недели расскажем о ключевых направлениях роста бизнеса, ритейла, онлайн-торговли в России и в мире. Начнем сегодня. Не теряйтесь.
О том, что пандемия изменила бизнес-процессы глобального и местных рынков, сегодня не пишет только ленивый. Внезапно выяснилось, что за очень короткий период наш образ жизни, бытовые и покупательские привычки, передвижение и отдых могут существенно измениться. Оказалось, что государство вполне способно едва ли не заморозить экономику. Наверняка, через десяток лет мы увидим глубокую аналитику происходящего сегодня в учебниках по экономике. Пока же попробуем выделить главное в лавине событий.
Пожалуй, самым главным уроком пандемии стало разрушение веры в прогнозируемость бизнес-процессов. На первых позициях снова оказались те, кто сумел быстро адаптироваться к изменившимся условиям ведения бизнеса.
Главными новациями, по нашему мнению, станут нарастающая цифровизация бизнес-процессов, вывод из тени рынков, перевод сотрудников на удаленную работу, непрерывное обучение и индивидуализация потребления.
Цифровизация бизнес-процессов
Поскольку все больше и все чаще клиенты совершают покупки в онлайне, компании уделят максимум внимания развитию удобных онлайн-продуктов и работе с клиентами в виртуальном пространстве. Мобильные приложения и чат-боты – must have для бизнеса в ближайшее время. С их помощью скоро будут решаться свыше 80% запросов, поступающих в службы поддержки. Умение работать без торговых площадей станет едва ли не базовым. В связи с этим сохранит свое значение бесконтактная доставка практически любых товаров. Идентифицировать покупателя онлайн через приложение или по смс уже легко и просто.
При этом крайне важным станет обеспечение безопасности данных компаний и пользователей. Скандалы, связанные со сливом персональных данных клиентов весьма крупных банков, уже стоили им значительной доли репутации.
Уличная реклама постепенно сократится до минимума. При этом продолжат расти продажи товаров, продвигаемых блогерами на онлайн-площадках. Маркетинг на 80% «переедет» в интернет. Задачи разделятся: люди будут продумывать идеи и создавать контент, а искать клиентов станут машинные алгоритмы, что уже происходит в соцсетях и мессенджерах. Те же алгоритмы соберут и обработают данные о потребностях будущих клиентов. В ближайшее время мы увидим расцвет таких инструментов, как виртуальная примерочная, работающих с 3D-моделями клиента и товара. Об этом, кстати, мы писали в статье «Топ-10 необычных технологий в ритейле» еще в 2018 году.
Выход из тени
Мы много и часто пишем про маркировку. Однако, это не единственный проект по выводу бизнеса и денежных потоков из тени. Государство все пристальнее смотрит за финансовыми потоками и налоговыми поступлениями компаний и даже за крупными и средними переводами граждан. Обеление рынка – серьезный тренд в современной России. Прозрачность данных при работе с клиентами и партнерами через IT-системы требует серьезных затрат и накопления информации. Компании-однодневки уйдут с рынка, крупные игроки будет стремиться поглотить средних и малых, чтобы быстро получить доступ к регионам. Возможно, местные компании будут объединяться, чтобы противостоять «столичным захватчикам».
В ближайшее время рынок скорее всего поделят универсальные «маркетплейсы» и «экосистемы», способные агрегировать большинство жизненно необходимых сервисов, услуг и товаров на одной площадке. Значительное число компаний малого и среднего бизнеса могут не пережить наступивший кризис, но зато те, кто останется, быстро поделят освободившуюся нишу.
Здравствуй, удаленка
Пандемия дала возможность удаленке доказать свою эффективность, в том числе, в глазах работодателей. Дистанционный менеджмент позволил сократить расходы на содержание офисов и отказаться от бизнес-путешествий в пользу онлайн-встреч.
По результатам предварительных опросов, после пандемии около 25% сотрудников будут переведены на постоянную удаленную работу, что приведет к удешевлению стоимости услуг, и в частности, к снижению стоимости коммерческой недвижимости.
Мировые эксперты все чаще говорят о приходе экономики краткосрочных контрактов и фрилансеров. По некоторым оценкам к 2050 году объем такой занятости оценивается в 85% трудящегося населения. Велика вероятность, что многие компании в ближайшее время перейдут к распределенной бизнес-модели, в которой сотрудники работают из дома, а общаются в сети. Рабочее место удаленного сотрудника требуется укомплектовать технически, поэтому уже вырос спрос на модемы, роутеры, ноутбуки и гарнитуры.
Непрерывное обучение
Спрос на квалифицированный персонал вырастет, свободных кадров станет больше и потребуется переобучение актуальным профессиям. На пике востребованности оказались направления обучения в сфере IT, маркетинга, логистики и Big Data. С учетом дистанционного формата востребованным останется онлайн-обучение, доверие к которому растет. Сегмент онлайн-тренингов и обучающих курсов уже демонстрирует высокий рост. При этом растет спрос и на бесплатные форматы образования, и на образовательные проекту внутри компаний, после участия в которых можно трудоустроиться.
Трансформация клиента
Вероятно, серьезно изменится образ жизни среднестатистического потребителя. Наметившийся вектор на развитие коллективного потребления - шеринг-экономики – может развернуться на противоположный из-за необходимости социального дистанцирования и психологической потребностью в безопасности. Люди скорее всего купят нужные вещи для себя, а не станут пользоваться совместно или в аренду. Покупки потребуют роста доходов, формирования финансовой подушки, а следовательно, сократится спрос на дорогие товары, снизится число импульсивных покупок, предпочтительными станут удобство и полезность, а не бренд.
В целом у потребителей обострилась потребность в создании запасов, при этом растет спрос на натуральную продукцию. На этом фоне мы видим развитие фермерских хозяйств, рост спроса на высококачественные полуфабрикаты, доставку продуктов и готовых блюд из ресторанов. Кроме здорового питания останется тренд на здоровый образ жизни, а в связи с закрытием фитнес-клубов и все той же потребностью в безопасности – вырастет спрос на покупку товаров для занятий спортом дома.
Что делать предпринимателю?
Расширять коммуникации с поставщиками и клиентами (в том числе через онлайн-мероприятия и социальные сети). Это позволит быстро получать актуальную и более полную информацию о динамике и состоянии рынка.
Разработать антикризисный план и back-up-стратегии компании. Продумать новые услуги и продукты, соответствующие возникающим потребностям клиентов, что позволит вовремя переориентироваться и продолжать получать доход.
Запустить внутренние программы кооперации. Например, платформы для сотрудников, позволяющие предложить решение по оптимизации бизнес-процессов. Подобная инициатива укрепляет команду и желание сотрудников участвовать в развитии компании.
- Комментарии