*Динамическое ценообразование в ритейле с помощью ИТ-решений
Что такое ДЦ и зачем это вашему бизнесу
В последние несколько лет падение доходов россиян сложилось в тренд, и покупатели ждут, что ритейлеры помогут им сэкономить. В ответ на этот серьезный вызов розница взяла курс на снижение цен. Но как обеспечить падение цен без снижения прибыли? В секторе торговых сетей сложились такие условия, когда жесткая конкуренция, прорывные технологии и активная работа с промо, ценами и поставщиками дает возможность этот вызов принять.
Динамическое ценообразование - это комплексный подход к оперативной переоценке товаров, использующий различные стратегии и тактики ценообразования в зависимости от комплекса факторов рынка. Основной конкурент снизил цену на схожий с вашим товар, организовал распродажу или повысил цену, потому что вырос спрос, а товар на его складе заканчивается? С помощью ДЦ вы сможете гибко настраивать собственные цены с учетом глобальных или локальных изменений внешней среды и внутренней политики компании.
Согласно данным различных источников, внедрение динамического ценообразования повышает прибыль компании от 20 до 30%. Самый простой и понятный пример ДЦ в жизни каждого из нас – ЯндексТакси: в часы пик или в плохую погоду стоимость поездки растет, в свободные часы – падает (на самом деле система учитывает множество факторов, чем мы привели для наглядности, и об этом можно почитать здесь).
Постановка задачи:
Правильная цена приносит наибольшую прибыль в своей отрасли в каждой торговой точке в любой период времени для отдельной группы покупателей.
Параметр «цена» позволяет нам многое:
- гибко отстроиться от конкурентов,
- повысить спрос на отдельный продукт или группы товаров,
- своевременно учесть сезонность,
- вывести на рынок новинку,
- быстро распродать залежавшиеся на складе остатки,
- снизить издержки на хранение.
Задача проста и сложна одновременно: изменять цену так, чтобы предложить покупателям наиболее привлекательные варианты в нужный для них момент, не забывая о собственной выгоде.
Пять шагов динамического ценообразования:
- тщательный анализ выбранной отрасли и действий конкурентов
- разработка индивидуальной стратегии реализации;
- корректировка стратегии включением определенных моделей или тактик ценообразования;
- установка продуманных цен на товары;
- оптимизация выбранных тактик ценообразования на основе реальных результатов продаж.
Ориентирование на местности
Ключевая проблема ДЦ, с которой вы, безусловно, столкнетесь при реализации этого подхода – физическая замена ценников сотрудниками. Когда на кассе пробивают не ту цену, которую покупатель увидел в ценнике, магазин получает массу негатива. И хорошо, если только на кассе, потому что раздраженный покупатель может легко вынести этот хайп в сеть. В итоге имеем комплект неприятностей – эмоциональное раздражение, потерю доверия к бренду и к магазину и вынужденные расходы, поскольку в судебных спорах суд займет сторону клиента: магазин обязан реализовать товар именно по той цене, которая обозначена на этикетке с ценой. Помните, что по статистике, один-два из десяти довольных клиентов оставят публичный отзыв, но из десяти недовольных отзывы оставят восемь. И никакая служба поддержки это уже не исправит.
Техническая сторона вопроса
На сегодня предлагается два решения задачи организации ДЦ: мобильная печать и электронные ценники.
Первый вариант - соединение оборудования и софта. Он позволит быстро проверить ценники, провести маркировку и инвентаризацию продукции, принять и отгрузить товары. Терминал сбора данных сразу покажет, какой ценник нужно заменить, и его тут же можно распечатать на принтере.
Плюсы:
- невысокая стоимость, данный вариант будет по карману даже одному магазинчику,
- легкость внедрения в работу,
- автоматизация товарного учета;
Минусы:
- нельзя целиком избавиться от ценников на бумаге,
- остается высоким риск человеческой ошибки.
Второй вариант - сложная система синхронизации данных между электронными ценниками и кассой. Система позволит быстро манипулировать ценой, цены на товары можно менять в любое время и любое количество раз в одном магазине или сразу во всей сети вплоть до персональных предложений покупателям. С такой системой ценник становится самостоятельным маркетинговым инструментом – можно регулировать подсветку, цвет текста, регулярность трансляции, синхронизировать ценник с весами.
Плюсы:
- полностью исключается человеческий фактор,
- реальное оперативное управление ценой,
- автоматизация товарного учета,
- полная замена бумажных ценников;
Минусы:
- развертывание системы обойдется дорого (стоимость устройств, установки ПО, проектирования, внедрения, интеграции, обучения сотрудников),
Технология комплексная, понадобится помощь профессионального интегратора для корректной работы всех устройств и программ и получения требуемого результата. Подобная система не для каждой розницы актуальна, поэтому перед решением о покупке и установке требуется оценить отдачу на вложенные средства. Какое решение вы бы ни выбрали, оно должно быть целесообразным и выгодным именно вашему бизнесу.
#автоматизациябизнеса #ит-решения #динамическоеценообразование #технологиивритейле
- Комментарии