*Россия в топе стран, повсеместно внедривших онлайн-кассы
В конце 3 квартала 2017 года ФНС отчиталась о полном переводе предприятий первой волны на онлайн-фискализацию. По данным ФНС в России установили около 1,3 млн онлайн-ККТ. Теперь чеки передаются в налоговую через посредников - операторов фискальных данных (ОФД). Сегодня ФНС России поступает более 90 млн чеков в сутки. Каждый чек обязательно должен содержать информацию о наименовании товара (услуги), цене, НДС и другие, перечисленные в 54-ФЗ, реквизиты.
Ряд экспертов считает, что подготовка и проведение реформы состоялись в кратчайшие сроки, при этом оценивают реализацию кассовой реформы как успешную для современных экономических условий. Теперь и Россия находится в списке топ-30 стран, реализующих эту технологию. В США такая система не распространена. Способ подачи информации от всех без исключения кассовых аппаратов в налоговые органы по сетям телекоммуникаций общего пользования уже реализован в Черногории (2001), Сербии (2004), Южной Корее (2005), Боснии и Герцеговине (2008), Албании (2009), Канаде (2010), Швеции (2010), Хорватии (2013), Румынии (2016) и др.
Оптимизация взаимодействия с ФНС не единственный плюс новой системы. Переход на электронные расчеты дал возможность бизнесу получить качественно лучшую обработку статистических данных без значительных трудностей. Важно понимать, что онлайн-ККТ открывают ряд новых перспектив – автоматизированный контроль продаж, контроль за кассиром, сокращение воровства, учет товаров и аналитические данные. Эксперты придерживаются мнения, что ключевая задача ОФД — передача чеков, а аналитические инструменты — это надстройка, которая не должна разрушать существующую логику системы. Важно понимать, что бизнес обладает определенной степенью конфиденциальности, и ОФД обязаны крайне бережно с ней взаимодействовать. В настоящий момент ведется обсуждение проведения второй волны реформы, с учетом полученного практического опыта реализации первого этапа реформы.
Практические итоги внедрения первой волны оказались весьма ценным. Конечно, те пользователи онлайн-ККТ, кто подготовился к новым технологическим условиям заранее, особых проблем не испытали. Основные нарекания и большая часть вопросов, адресованных операторам, касались технических вопросов отладки системы. Онлайн-кассу можно зарегистрировать самостоятельно на сайте ФНС, но часто возникают сложности, требующие обращения к специалисту. Значительное количество предпринимателей оттянули переход до последних дней, в связи с чем возник дефицит онлайн-касс, фискальных накопителей, в итоге на кассовое оборудование и сопутствующие услуги выросли цены.
Сейчас передача данных от бизнеса в ФНС организована с участием посредника – операторов фискальных данных. С такой конструкцией согласны не все участники рынка. Представители бизнеса придерживаются концепции прямой пересылки данных с онлайн-касс в ФНС и отказа от посреднических услуг ОФД. Авторы идеи настаивают на том, что схема должна быть максимально простой и не обрастать посредниками и дополнительным оборудованием, приводящим к удорожанию процесса. Пока же участники рынка не пришли к единым оценкам возможности реализации существующей схемы передачи данных.
- Комментарии